Стимпа́нк — направление научной фантастики, моделирующее альтернативный вариант развития человечества, при котором были в совершенстве освоены технология паровых машин и механика. Как правило, стимпанк подразумевает стилизацию под эпоху Викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на «низкой человеческой природе», движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью. Особое внимание авторы, пишущие в жанре стимпанк, уделяют бытовым и физиологическим подробностям жизни главных героев. Общий стиль стимпанка зачастую выглядит циничным (грубо-откровенным) и пессимистичным (антиутопическим), однако (благодаря комическим возможностям ретростилистики и альтернативной истории) широко распространены и юмористические, пародийные мотивы. Элементы стимпанковой стилистики («старинные» автомобили, локомотивы, телефоны и т. п., анахронически вписанные в более (или менее) «старинный» антураж; летающие корабли-дирижабли; механические роботы) входят и в упрощённо-сказочные, откровенно детские произведения.
Происхождение термина
Термин «стимпанк» придумал в 1987 году писатель Кевин Джетер как пародию на «киберпанк». Зачастую современным технологиям отыскивались «паровые» аналоги: компьютер — машина Бэббиджа; программист — клакёр; робот — заводной механизм-автомат и т. д.
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Разностная машина» (встречается как «Машина различий», «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к этому жанру, и именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё большую популярность среди читателей.
Классификация стимпанка
Альтернативно-исторический стимпанк — основан на стилизации под реальный исторический мир XIX — начала XX вв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию или Америку эпохи Дикого Запада.
Фэнтезийный стимпанк — описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы (гномы, орки, эльфы).
Дизельпанк — жанр со стилизацией под более позднюю эпоху, первую половину XX века
Литература
Представители жанра:
Гибсон, Уильям
Далквист, Гордон
Джетер, Кевин
Стерлинг, Брюс
Пол Ди Филиппо
Блэйлок, ДжеймсПредтечи стимпанка:
Герберт Уэллс
Жюль Верн
Альбер Робида — близкий к стимпанку при отсутствии жюльверновского оптимизма
Григорий Адамов — советский фантаст, предтеча дизельпанка
Булгарин, Фаддей — повесть «Правдоподобные небылицы 1824 г.»
Известные произведения
«Не время для драконов» (Ник Перумов и Сергей Лукьяненко)
«Вокзал потерянных снов» (2000) и «Шрам» (2002) Чайны Мьевилля
«Ночь Морлоков» Кевина У. Джетера (1979)
«Машина различий» Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (1990)
«Дочь Железного Дракона» и «Джек/Фауст» Майкла Суэнвика
«Эмансипатор (Освободитель)», трилогия Рэя Олдриджа (стимпанк + космоопера + боевик: некоторые планеты представляют собой стимпанк-миры
«Пушка Ньютона» Грегори Киза
«Ангел Паскуале или Страсти по Да Винчи» (П. Макоули)
«Тёмные начала» Филипа Пулмана
«Ван Хелсинг» (Р. Кевин (новеллизация))
«Да здравствует Трансатлантический туннель, ура!», Г. Гаррисон
«Моралист» («Специалист по этике», «Инженер по этике»), вторая книга в серии «Мир Смерти» (Deathworld), 1964, Г. Гарриссон
«Гомункулус» (Homunculus) и «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блэйлока
«Воздушный полководец», «Сухопутный Левиафан» и «Стальной царь» (цикл «Кочевники времени») Майкла Муркока
«Автобан на Познань» (Анджей Земянский)
дилогия «Рыцарь из ниоткуда» (Александр Бушков)
дилогия «Искатели неба» (Холодные берега. Близится утро.) (Сергей Лукьяненко)
трилогия «Однажды на Диком Западе» (Андрей Уланов) — технологии стимпанка в эпоху фронтира.
2 и 3 части трилогии «Слепые поводыри» (Евгений и Любовь Лукины)
2 часть — противостояние стоун-панка пушкам конкистадоров
3 часть — нечто среднее между сандал- и клок-панком (средневековые технологии) с одновременным присутствием тайных наблюдателей имеющих технологии на уровне дизельпанка
«Пересмешник» (Алексей Пехов) — фэнтезийный стимпанк
«В поселении осуждённых» (Франц Кафка)