Легендарная трилогия о разведчике, прогрессоре и сотруднике КОМКОНА-2 Максиме Каммерере, одном из самых ярких и обаятельных персонажей НФ.
В книге «Обитаемый остров» — первой повести трилогии — «прогрессорство» еще окружено романтически-авантюрным ореолом: оказавшийся в результате кораблекрушения на чужой планете Максим Каммерер начинает войну с тоталитарным режимом, отчуждающим и преследующим людей с повышенной чувствительностью, каковыми, как правило, оказываются интеллигенты. Максиму предстоит испытать много необыкновенных приключений, прежде чем он найдет друзей и опредлит свое место в этом странном мире.
В написанной через десять лет повести «Жук в муравейнике» ситуация изменилась с точностью до наоборот. Максим, уже на Земле, работает в КОМКОНе-2, могущественной организации, чьи функции можно определить как интерцивилизационную контрразведку. Контраст в этой повести возникает между идеальными очертаниями коммунистического будущего, построенного на уважении к правам человеческой личности, свободе самовыражения и дискуссии, контактах с другими цивилизациями, полным отсутствием ксенофобии и т. п. — и тайными методами КОМКОНа, весьма напоминающими современное Стругацким КГБ (отмечено Л. Геллером); методами, настолько засекреченными, что даже высокопоставленный идеалист Каммерер не имеет о них понятия.
«Волны гасят ветер» — продолжение повестей «Обитаемый остров» и «Жук в муравейнике». Действие развертывается через много лет, человечество составляют теперь не только люди в обычном понимании слова, но и так называемые людены — те, кто по непонятным причинам обрел сверхспособности. На Земле и осваиваемых землянами планетах происходят необъяснимые события, ситуация выходит из-под контроля. Выясняется, что эти события — результат деятельности люденов, отбирающих себе подобных. Возникает идея прогрессорской деятельности некой сверхцивилизации — Странников — направленной на Землю (то, что за всеми событиями стоят людены, выясняется позже). Сама идея прогрессорства, разработку которой Стругацкие начали повестью «Трудно быть богом», в итоге дискредитируется: прогрессор несет людям добро, не спрашивая, хотят ли этого люди, а ведь его представления о добре и зле далеко не всегда совпадают с соответствующими представлениями тех, кого он хочет облагодетельствовать, отняв право на выбор.